"Трудовое обучение" - скачать документ полностью
Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета
«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
1. Учебные программы
В 2020/2021 учебном году используются следующие учебные программы:
Класс |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
Год утверждения (издания) учебной программы |
2020 |
2020 |
2020 |
2020 |
2020 |
|
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Трудовое обучение.
Обращаем внимание, что в содержание учебных программ введены новые разделы: в учебную программу «Трудовое обучение. Технический труд» – раздел «Основы домоводства», в учебную программу «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» – раздел «Ремонтные работы в быту».
В соответствии с этим в содержание учебных программ внесены следующие изменения.
«Трудовое обучение. Технический труд»
V класс
уменьшено количество часов на изучение разделов «Обработка древесины» (16[1]/16[2] ч), «Ремонтные работы в быту» (2/2 ч).
Введен раздел «Основы домоводства» (2/2 ч), включающий темы:
Питание в жизни человека. Общие сведения о культуре питания, правильном здоровом питании, режиме питания. Виды бутербродов (блюд из яиц), технология их приготовления. Правила пользования столовыми приборами.
Практическая работа: «Приготовление бутербродов (блюд из яиц)».
Роль жилья в жизни человека. Общие сведения о значении жилья, об особенностях ухода за ним. Понятие о санитарии и гигиене жилого помещения. Виды и особенности уборки жилых помещений. Ассортимент препаратов бытовой химии для уборки. Правила безопасного поведения при выполнении уборки помещения.
Практическая работа: «Уборка учебного помещения».
VI класс
уменьшено количество часов на изучение раздела «Обработка древесины» (32/16 ч).
Введен раздел «Основы домоводства» (4/2 ч), включающий темы:
Приготовление блюд из продуктов питания. Блюда из макаронных изделий (круп). Общие сведения об ассортименте и тепловой обработке макаронных изделий (круп). Правила пользования столовыми приборами.
Практическая работа: «Приготовление блюд из макаронных изделий (круп)».
Уход за изделиями из текстильных материалов. Общие требования и правила ухода за одеждой. Меры предупреждения порчи одежды. Виды ремонта одежды. Замена фурнитуры (крючков, пуговиц, кнопок). Простейший ремонт одежды (пришивание пуговиц, подшив низа изделия, ремонт швов изделия и т.д.).
Практическая работа: «Простейший ремонт одежды».
VII класс
уменьшено количество часов на изучение разделов «Обработка древесины» (28/13 ч), «Обработка металлов» (22/11).
Введен раздел «Основы домоводства» (4/2 ч), включающий темы:
Приготовление блюд из продуктов питания. Общие сведения о питательной ценности и значении овощей (мясных продуктов) в питании человека. Общие сведения о видах тепловой обработки различных продуктов питания, ассортименте блюд. Правила пользования столовыми приборами.
Практическая работа: «Приготовление блюд из продуктов питания (по выбору)».
Уход за изделиями из текстильных материалов. Общие требования и правила ухода за одеждой. Меры предупреждения порчи одежды. Чистка и влажно-тепловая обработка одежды. Правила стирки изделий. Символы по уходу за изделиями из различных текстильных волокон. Правила хранения одежды.
Практическая работа: «Изучение символов по уходу за изделиями, составление алгоритма ухода за изделиями с использованием ярлыков одежды».
VIII класс
уменьшено количество часов на изучение раздела «Обработка древесины» (16/16 ч).
Введен раздел «Основы домоводства» (2/2 ч), включающий темы:
Приготовление блюд из продуктов питания. Общие сведения о питательной ценности и значении изделий из теста в питании человека. Общие сведения о видах тепловой обработки различных продуктов питания, ассортименте блюд.
Практическая работа: «Приготовление блюд из продуктов питания (по выбору)».
Простые ремонтные работы в жилых помещениях. Общие сведения о ремонтных работах в жилых помещениях: оклейка обоями стен, настил напольных покрытий (линолеума, ламинированного напольного покрытия, ковровых покрытий и т.д. Методика расчета необходимого количества материала для выполнения работ.
Практическая работа: «Расчет необходимого количества материала для выполнения ремонтных работ».
IX класс
уменьшено количество часов на изучение разделов «Обработка древесины» (14/14 ч), «Обработка металлов» (8/8 ч).
Введен раздел «Основы домоводства» (2/2 ч), включающий темы:
Домашняя экономика. Общие сведения о структуре семейного бюджета (доходы, расходы, баланс, планирование бюджета), рациональном ведении домашнего хозяйства. Банковская грамотность (кредиты, депозиты (вклады), проценты).
Практическая работа: «Составление таблицы планирования семейного бюджета».
Культура внешнего вида. Имидж делового человека (стиль, рациональный гардероб, внешний вид, речь, культура поведения, культура общения, разговор по телефону) и т.д.
Практическая работа: «Подбор деталей одежды разных стилей; завязывание галстука различными узлами».
«Трудовое обучение. Обслуживающий труд»
V класс
уменьшено количество часов на изучение раздела «Основы изготовления швейного изделия» (19[3]/16[4]–19[5] ч).
Введен раздел «Ремонтные работы в быту» (2/2–2 ч), включающий темы:
Общие сведения об основных видах ремонта, используемых в быту. Применение изделий из конструкционных материалов (древесина, металл, искусственные материалы и т.д.) в быту. Свойства конструкционных материалов и правила эксплуатации и ухода за поверхностями из конструкционных материалов. Мелкий ремонт поверхностей (зачистка, устранение сколов, трещин). Общие сведения о сборке деталей из древесины: на клее, на гвоздях. Правила соединения деталей на клее, на гвоздях. Правила безопасного поведения при работе с инструментами и приспособлениями.
Практическая работа: «Сборка соединений на клее, на гвоздях».
Простейший ремонт мебели. Общие сведения о видах ремонта мебели в быту, разъемных и неразъемных соединениях. Простейший ремонт разъемных соединений.
Практическая работа: «Простейший ремонт разъемных соединений».
VI класс
уменьшено количество часов на изучение разделов «Основы изготовления швейного изделия» (30/24–17 ч), «Основы домоводства» (4/4–2 ч).
Введен раздел «Ремонтные работы в быту» (4/4–2 ч), включающий темы:
Простейшие виды санитарного ремонта помещений. Окраска и оклеивание обоями. Подготовка поверхности к обработке, инструменты, используемые при ремонтных работах (кисть, валик, скребок, штукатурная лопатка, мастерок и др.). Грунтование поверхности. Обои и их виды (бумажные, нетканые, виниловые и текстильные, и т.д.). Способы оклейки (встык, внахлест) обоями.
Практическая работа: «Расчет количества обоев для помещения заданной площади».
Ремонт хозяйственного инвентаря. Общие сведения о ремонтных работах в быту. Ремонт инвентаря (лопат, грабель, тяпок и т.д.), домашнего уборочного инвентаря (швабры, щетки для подметания пола). Способы крепления ручки (на клее, на шурупах). Правила безопасного поведения при выполнении ремонтных работ.
Практическая работа: «Простейший ремонт хозяйственного инвентаря».
VII класс
уменьшено количество часов на изучение разделов «Основы изготовления швейного изделия» (30/24–17 ч), «Основы домоводства» (4/4–2 ч).
Введен раздел «Ремонтные работы в быту» (4/4–2 ч), включающий темы:
Простейшие виды санитарного ремонта помещений. Напольные покрытия. Виды, свойства и характеристики напольных покрытий. Условные обозначения, используемые при маркировке напольных покрытий. Правила расчетов необходимого количества напольных покрытий для разных помещений.
Практическая работа: «Расчет количества напольного покрытия (по выбору) для помещения заданной площади».
Мебельная фурнитура, виды и назначение. Общие сведения о видах, назначении и неисправностях мебельной фурнитуры. Ремонт мебельной фурнитуры в быту: регулировка накладных петель, магнитных защелок, ручек и т.д. Правила безопасного поведения при работе с инструментами и приспособлениями.
Практическая работа: «Изучение устройства, способов действия и крепления мебельной фурнитуры, упражнения в креплении отдельных видов фурнитуры».
VIII класс
уменьшено количество часов на изучение разделов «Основы изготовления швейного изделия» (16/14–16 ч), «Основы домоводства» (3/2–3 ч).
Введен раздел «Ремонтные работы в быту» (2/2–2 ч), включающий темы:
Бытовые электронагревательные приборы. Виды электронагревательных приборов, классификация, устройство, назначение, правила безопасной работы. Принцип функционирования основных бытовых электронагревательных приборов. Инструкция по эксплуатации электронагревательных приборов. Рациональное использование бытовых электроприборов.
Практическая работа: «Ознакомление с устройством бытовых электронагревательных приборов (по выбору) и принципом работы (с использованием инструкции по эксплуатации приборов)».
Простые ремонтные работы. Общие сведения о санитарно-техническом оборудовании в быту, его видах, назначении и возможных неисправностях. Простейший ремонт санитарно-технического оборудования: замена картриджа смесителя, устранение неисправностей в кран-буксах смесителя, удаление известкового налета на аэраторе и т.д. Правила безопасного поведения при работе с инструментами и приспособлениями.
[1] Количество часов для изучения разделов (тем) в школе;
[2] Количество часов для изучения разделов (тем) в гимназиях.
[3] Количество часов для изучения разделов (тем) в школах, не имеющих учебно-опытного участка;
[4] Количество часов для изучения разделов (тем) в школах, имеющих учебно-опытный участок;
[5] Количество часов для изучения разделов (тем) в гимназиях.