"Иностранный язык" -
Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" | Смотреть |
Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебного предмета «Иностранный язык»
1. Учебные программы
В 2020/2021 учебном году используются следующие учебные программы:
Класс |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X (базов. и повыш. уров.) |
XI (базов. и повыш. уров.) |
Год утверждения (издания) учебной программы |
2017 |
2018 |
2017 |
2017 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2017 |
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы.
В связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образования на основе реализации компетентностного подхода в 2020/2021 учебном году по новым учебным программам будут учиться учащиеся X класса.
В содержание учебной программы для X класса внесены следующие изменения:
пересмотрен и скорректирован материал для продуктивного и рецептивного усвоения грамматических явлений;
конкретизированы и уточнены коммуникативные задачи в следующих темах:
«Образование»:
рассказать о системе образования в Республике Беларусь; расспросить о системе образования в стране изучаемого языка (базовый и повышенный уровни); обсудить актуальные проблемы системы образования; высказать предположения о перспективах развития образования (повышенный уровень);
«Средства массовой информации»:
рассказать о различных источниках информации (печатные издания, радио, телевидение, глобальная компьютерная сеть Интернет (далее – Интернет)) в Республике Беларусь (базовый и повышенный уровни); рассказать об известных белорусских и иноязычных газетах и журналах (повышенный уровень);
«Искусство»:
рассказать об известном художнике / скульпторе / фотографе и его произведениях; посоветовать посетить выставку, музей (базовый и повышенный уровни);
«Молодежь и общество»:
обосновать важность участия молодёжи в общественной жизни (повышенный уровень);
«Наука и техника»:
обосновать важность развития науки и техники для современного общества (повышенный уровень).
В разделе «Требования к практическому владению видами речевой деятельности»:
уточнены требования к практическому владению письменной речью: писать личные письма; составлять план; писать автобиографию, заполнять анкету; излагать содержание прослушанного / прочитанного текста; писать мини-сочинение по предложенной теме / проблеме;
откорректированы виды текстов для чтения: рассказ, газетная / журнальная статья, буклет, объявление, реклама;
сформулированы основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, изучавших иностранный язык на базовом уровне и на повышенном уровне.
2. Учебные издания
В 2020/2021 учебном году будут использоваться новые учебные пособия:
Английский язык
1. Английский язык : учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Лапицкая [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.
2. Английский язык: учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Лапицкая [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.
5. Английский язык / Англійская мова : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Н.В. Демченко [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.
6. Английский язык / Англійская мова : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / Н.В. Демченко [и др.]. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.
Немецкий язык
1. Будько, А.Ф. Немецкий язык : учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / А.Ф. Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.
2. Будько, А.Ф. Немецкий язык : учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 2 / А.Ф. Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.
5. Будько, А.Ф. Немецкий язык : учеб. пособие для 6-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением / А.Ф. Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.
7. Зуевская, Е.В. Немецкий язык / Нямецкая мова : учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (повыш. уровень) : с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Е.В.Зуевская, С.И. Салынская, О.В. Негурэ. – Мінск : Вышэйшая школа, 2020.
Обращаем внимание, что с 2020 года учебные пособия по иностранным языкам будут издаваться без электронного оптического диска (СD). Электронные приложения к учебным пособиям содержат аудиозаписи текстов для восприятия и понимания речи на слух, дидактический материал, лингвострановедческий материал, интерактивные задания и размещены на ресурсе (https://lingvo.adu.by).
Скрипты текстов для восприятия и понимания речи на слух размещены в учебно-методических пособиях для учителей и на национальном образовательном портале: https: //adu.by / Электронная библиотека / Электронные учебные издания / Звуковые приложения к учебным пособиям; Тексты для восприятия и понимания речи на слух к учебным пособиям.
Особенности учебных пособий заключаются в:
реализации компетентностного подхода к отбору и предъявлению учебного материала (направленность содержания учебного материала на формирование межкультурной компетенции наряду с коммуникативной в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной);
расширении возможностей стимулирования познавательной активности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, дифференциации их интересов;
наличии навигационного аппарата (ссылок на другие компоненты УМК по учебному предмету: печатные и электронные). В навигационном аппарате учебных пособий по иностранным языкам используется новые элементы – QR-код (графическое изображение гиперссылки), который позволяет получить доступ к электронному образовательному ресурсу (ЭОР) и ресурсу adu.by («Электронная библиотека») через специальное приложение на электронном планшете, мобильном телефоне;
разных формах предъявления учебной информации: словесный текст, иллюстрации, карты, таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
наличии проектных заданий личностно-ориентированной направленности, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся;
наличии интерактивных заданий в электронных приложениях.
Учебные пособия по немецкому, французскому, испанскому, китайскому языкам разработаны на ситуативно-тематической основе. Основной структурной единицей учебного пособия является глава, в которой выделяются тематические разделы. Содержание разделов способствует выполнению коммуникативных задач, указанных в учебной программе. Учитель самостоятельно планирует учебное время, отводимое на изучение той или иной темы, ориентируясь на примерное календарно-тематическое планирование, рекомендации в учебно-методических пособиях для учителей.
Основной структурной единицей учебных пособий по английскому языку является раздел. Темы разделов соответствуют предметно-тематическому содержанию учебной программы по учебному предмету «Иностранный язык». Все разделы имеет сходную структуру построения, и состоят из уроков.
Каждый раздел в учебных пособиях по английскому языку представляет собой урок общения: он носит целостный характер, подчинен общей теме, сюжету, помогает учащимся решать определенные коммуникативные задачи, и ориентирован на результат.
Рекомендации по работе с новыми учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы.
К 2020/2021 учебному году подготовлены новые издания для учителей:
Английский язык
1. Бушуева, Э.В. Английский язык в 6 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общего сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : (повышен. уровень) / Э.В. Бушуева, Н.В. Демченко. – Минск : Вышэйшая школа, 2020;
2. Демченко, Н.В. Английский язык в 9 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общего сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : (повышен. уровень) / Н.В Демченко, Э.В. Бушуева. – Минск : Вышэйшая школа, 2020;
Немецкий язык
1. Будько, А.Ф. Немецкий язык в 3 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общего сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / А.Ф. Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск : Вышэйшая школа, 2020.
В помощь учителю для реализации в образовательном процессе компетентностного подхода изданы дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход»):
Английский язык
Койко А.А. Английский язык. 3 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.
Койко А.А. Английский язык. 4 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.
Коледа С.М., Лапицкая Л.М. Английский язык. 5 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.
Коледа С.М. Английский язык. 6 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.
Коледа С.М., Севрюкова Т.Ю. Английский язык. 7 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.
Лапицкая Л.М., Коледа С.М., Севрюкова Т.Ю. Английский язык. 8 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.
Лапицкая Л.М., Коледа С.М., Севрюкова Т.Ю. Английский язык. 9 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.
Немецкий язык
Урбанович И.Ю. Немецкий язык. 3 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2020.
Урбанович И.Ю. Немецкий язык. 4 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.
Толстых Ю.А., Шиманская Н.Г. Немецкий язык. 5 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2020.
Шиманская Н.Г., Толстых Ю.А. Немецкий язык. 6 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2020.
Толстых Ю.А., Шиманская Н.Г. Немецкий язык. 7 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2020.
Шиманская Н.Г., Толстых Ю.А. Немецкий язык. 8 класс. Дидактические и диагностические материалы. – Мозырь: Выснова, 2020.
Толстых Ю.А., Шиманская Н.Г. Немецкий язык. 9 класс. Дидактические и диагностические материалы.– Мозырь: Выснова, 2020.
3. Организация образовательного процесса на базовом и повышенном уровнях
Для базового и повышенного уровней изучения иностранного языка предусмотрен учебный материал в рамках одних и тех же сфер общения и одного и того же предметно-тематического содержания.
Различие при изучении иностранного языка на базовом и повышенном уровнях определяется объемом продуктивного и рецептивного словаря, количеством грамматического материала, подлежащего продуктивному усвоению, количеством решаемых коммуникативных задач и степенью их сложности.
Как на базовом, так и на повышенном уровне изучения иностранного языка отбор содержания образования должен обеспечивать формирование у учащихся готовности к межкультурному диалогу, взаимопониманию, воспитывать у них уважительное отношение к иным культурам, развивать способность передавать в процессе иноязычного общения собственные мысли и чувства.
При изучении иностранного языка на базовом уровне учащимся предлагается решать коммуникативные задачи преимущественно в стандартных ситуациях (рассказать об известном художнике / скульпторе / фотографе и его произведениях; посоветовать посетить выставку, музей; обменяться впечатлениями о выставке, музее; рассказать об известных памятниках архитектуры Республики Беларусь; расспросить об известных памятниках архитектуры стран изучаемого языка).
При изучении иностранного языка на повышенном уровне учащиеся должны решать коммуникативные задачи в стандартных ситуациях, а также проблемные задачи на основе более глубоких социокультурных и / или энциклопедических знаний (рассказать об известном художнике / скульпторе / фотографе и его произведениях; посоветовать посетить выставку, музей; обменяться впечатлениями о выставке, музее; рассказать об известных памятниках архитектуры Республики Беларусь; расспросить об известных памятниках архитектуры стран изучаемого языка; рассказать о видах искусства и своих предпочтениях; обсудить роль искусства в жизни человека).
При обучении иностранному языку на повышенном уровне особое внимание уделяется овладению разговорными нормами изучаемого языка, навыками самостоятельной работы с иноязычными источниками информации; подготовке учащихся к самообразованию и приобретению личного опыта иноязычного общения; развитию качеств личности, востребованных в процессе межкультурной коммуникации.
В 2020/2021 учебном году в V–VII классах базовой школы, средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в VIII–IX классах базавой школы, средней школы, гимназии, гимназии-интерната предусмотрена возможность увеличения количества учебных часов, отводимых на изучение иностранного языка (не более чем на 2 часа) за счет учебных часов, предусмотренных учебным планом на проведение факультативных занятий.
Дополнительное учебное время должно быть использовано для:
совершенствования навыков и развития умений устной речи обучающихся путем решения более сложных коммуникативных задач, позволяющих расширить и углубить опыт иноязычной коммуникативной деятельности;
увеличения объема продуктивно усваиваемого лексического и грамматического материала в пределах единого с базовым уровнем предметно-тематического содержания;
повышения степени подготовленности обучающихся к адекватной интерпретации феноменов и явлений социокультурной специфики стран изучаемого языка;
осуществления речевого и неречевого поведения, адекватного нормам и требованиям,