"Искусство" - скачать документ полностью
Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»
1. Учебные программы
В 2020/2021 учебном году используются следующие учебные программы:
Класс |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
Год утверждения (издания) учебной программы |
2017 |
2017 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура).
2. Учебные издания
К 2020/2021 учебному году подготовлено новое издание для учителей серии «Компетентностный подход»:
Колбышева, С.И. Искусство (отечественная и мировая художественная культура). 8-9 классы. Дидактические и диагностические материалы: пособие для учителей учреждений общ. ср. образования с бел. и рус. языками обучения / С.И. Колбышева [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2020. – 157 с.
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в 2020/2021 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура).
3. Организация образовательного процесса при изучении учебного предмета на повышенном уровне
На ІІ ступени общего среднего образования учебый предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»
может изучаться на повышенном уровне в VIII и IX классах в объеме не более 2 дополнительных учебных часов в неделю. Рекомендации по организации изучения учебного предмета на повышенном уровне размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура).
4. Календарно-тематическое планирование
Согласно должностным обязанностям учитель разрабатывает календарно-тематическое планирование (далее – КТП) с учетом времени, отведенного в учебной программе на изучение отдельных тем по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)». Данное КТП утверждается руководителем учреждения образования до начала учебного года.
Учитель вправе использовать примерное КТП по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», рекомендованное НИО. При использовании КТП, рекомендованного НИО, учитель может вносить в течение учебного года в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, в примерное КТП коррективы в зависимости от уровня результатов учебной деятельности и познавательных возможностей учащихся, иных объективных обстоятельств. В рубрике «Для заметок» или на отдельном листе, который вкладывается в пособие для учителей учреждений общего среднего образования «Примерное календарно-тематическое планирование», учитель фиксирует вносимые изменения, которые согласовывает с руководителем учреждения образования. Аналогичным образом оформляется КТП при организации изучения на II ступени общего среднего образования учебного предмета на повышенном уровне.
5. Особенности организации образовательного процесса
Учебные программы «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для V-VI классов разработаны на основе принципа образно-тематической дифференциации. Основные смысло-содержательные аспекты искусства – человек и окружающий его мир – необходимо доступно и выразительно раскрывать с опорой на эмоционально-чувственную сферу учащихся. Следует избегать информационных перегрузок, исключить заучивание наизусть теоретических сведений, дидактически нецелесообразные письменные работы. В центре урока искусства должен быть процесс восприятия художественного произведения, выявление образной системы, определение средств художественной выразительности. Рекомендуется стимулировать учащихся к выражению своего отношения
к художественному произведению в устном высказывании, диалоговых формах работы, художественно-творческой деятельности.
Содержание учебного материала по предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для V–VI классов является пропедевтическим, готовит учащихся к освоению учебного материала в VII–IХ классах.
Учебные программы «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для VII-IХ классов разработаны на основе историко-хронологического подхода. Учащиеся получают возможность соотносить художественные явления с основными историческими событиями, анализировать шедевры отечественной и мировой художественной культуры в контексте соответствующей исторической эпохи, наблюдать за изменениями основных тем, жанров, видов искусства, средств художественной выразительности в историко-культурной динамике. Значительную часть содержания учебных программ составляет искусство, созданное на белорусских землях.
Обращаем особое внимание, что на изучение отечественной и мировой художественной культуры в IХ классе типовым учебным планом общего среднего образования отводится 17 часов из расчета 1 учебный час в неделю (учебный предмет изучается в I полугодии). По содержанию темы носят обзорный характер.
По учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» домашние задания для учащихся не задаются. Учебный материал должен быть усвоен на уроке. В дневник учащиеся записывают тему урока. Если на следующем уроке предусматривается практическая работа, то в скобках указываются художественные материалы, необходимые для ее выполнения. Например: Красота в искусстве и жизни (акварель).
Аттестация учащихся V-IХ классов осуществляется без выставления отметок в баллах.
Учащиеся V-IX классов по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» проходят текущую и итоговую аттестацию.
По результатам учебной деятельности учащихся V-IX классов по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» один раз в четверти выставляется отметка «зачтено» или «не зачтено». Тема или темы для проверки и оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету, порядок проведения зачетного урока, место его проведения определяет учитель, осуществляющий образовательный процесс по учебному предмету. При организации зачетного урока рекомендуется ориентироваться на художественно-практическую деятельность учащихся.
Проведение зачетного урока фиксируется записью в классном журнале: на левой странице классного журнала напротив фамилии каждого учащегося делается запись «зачтено» или «не зачтено», на правой странице классного журнала указывается дата проведения зачетного урока и тема (темы) зачетного урока (например: 20.10. Зачетный урок по теме «…»). При отсутствии учащегося на зачетном уроке учитель осуществляет контроль результатов учебной деятельности этого учащегося в иные сроки. При этом отметка учащемуся в классный журнал выставляется в день проверки и оценки результатов его учебной деятельности.
Годовая отметка («зачтено» или «не зачтено») учащимся
V-IX классов выставляется по результатам итогового контроля с учетом отметок по результатам контроля в четвертях.
Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь в 2020 году. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура).
6. Дополнительные ресурсы
Полезную информацию для подготовки к учебным занятиям можно найти на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура);
на информационном портале «Музеи мира» https://muzei-mira.com;
на информационном портале «Музеи Беларуси» http://museum.by.
7. Организация методической работы
Для организации деятельности методических формирований учителей, преподающих учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», в 2020/2021 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности педагога по вопросам организации учебно-познавательной деятельности учащихся».
В рамках организации методической работы с учителями, преподающими учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», в 2020/2021 учебном году особое внимание следует уделить созданию условий для самореализации учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности.
Деятельность методических формирований планируется с учетом кадрового потенциала, анализа методической работы за предыдущий учебный год, актуальных проблем современного образования и имеющегося эффективного педагогического опыта учителей региона.
На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:
- Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в 2020/2021 учебном году:
особенности организации образовательного процесса по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в V–IX классах;
дидактический ресурс учебных изданий по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для
V-IX классов в области организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
содержание и учебно-методическое обеспечение программ факультативных занятий по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для X-XI классов;
развитие читательской грамотности учащихся в рамках международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) и рекомендации по результатам республиканского мониторинга качества образования;
научно-методическая поддержка образовательного процесса по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в предметных научно-методических журналах.
2. Анализ результатов работы методических формирований учителей, преподающих учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура»), в 2019/2020 учебном году. Планирование работы методических формирований в 2020/2021 учебном году.
В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей, преподающих учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура»), рекомендуется рассмотреть следующие вопросы методики преподавания предмета с учетом эффективного педагогического опыта педагогов региона:
- Современные подходы к организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках отечественной и мировой художественной культуры.
2. Внедрение в образовательный процесс современных методов, приемов и технологий, обеспечивающих продуктивную деятельность учащихся на учебных занятиях по отечественной и мировой художественной культуре.
3. Создание условий для творческой самореализации учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности на уроках отечественной и мировой художественной культуры.
3. Реализация принципов педагогики искусства в целях развития творческого потенциала и самореализации учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности на уроках отечественной и мировой художественной культуры.
4. Организация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся на основе безотметочного обучения на уроках отечественной и мировой художественной культуры.
6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура») посредством и var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }