"РУССКИЙ ЯЗЫК" и "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА". | Смотреть |
Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебных предметов «русский язык» и «русская литература»
- Учебные программы
В 2020/2021 учебном году будут использоваться следующие учебные программы:
Русский язык |
|||||||||
Класс |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
||
базов. уров. |
повыш. уров. |
базов. уров. |
повыш. уров. |
||||||
Год утверждения (издания) учебной программы |
2019 |
2017 |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
2020 |
2017 |
2016 |
Русская литература |
|||||||||
Класс |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
||
базов. уров. |
повыш. уров. |
базов. уров. |
повыш. уров. |
||||||
Год утверждения (издания) учебной программы |
2019 |
2019 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2020 |
2017 |
2016 |
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https:// adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык, Русская литература.
Учебный предмет «Русский язык»
Обращаем внимание, что в связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образования, направленное на реализацию компетентностного подхода, в 2020/2021 учебном году по новым учебным программам будут учиться учащиеся X класса.
В содержание учебной программы на базовом уровне внесены следующие изменения:
отводится по 1 часу на изучение тем «Текст и его признаки», «Культура речи», «Функциональные стили речи»;
уменьшено на 1 час количество часов на изучение темы «Орфография»;
уточнены виды деятельности учащихся;
распределены по темам и конкретизированы основные требования к результатам учебной деятельности учащихся.
В содержание учебной программы на повышенном уровне внесены следующие изменения:
конкретизирована тема для повторения изученного в начале года («Повторение изученного в VIII-IX классах»);
увеличено на 1 час количество часов на изучение темы «Текст и его признаки» (перенесена из темы «Функциональные стили речи» и конкретизирована тема «Функционально-смысловые типы речи: описание (виды, композиция), повествование (виды, композиция), рассуждение (композиция, виды доказательств). Взаимодействие различных типов речи в тексте»);
увеличено на 3 часа количество часов на изучение темы «Слово как основная единица языка»: на 1 час увеличено количество часов на изучение каждой из тем «Смысловая сторона слова», «Состав слова. Образование слов», «Изменение слова (части речи)»;
увеличено на 2 часа количество часов на изучение темы «Орфография»;
уменьшено на 1 час количество часов на изучение темы «Функциональные стили речи» (за счет переноса 1 часа на тему «Текст и его признаки»);
на контрольные работы отводится 9 часов: на диктанты – 2 часа,
на изложения – 4 часа, на сочинение на языковую или свободную
тему – 1 час; на тестовые работы – 2 часа.
Кроме того, внесены изменения в учебную программу
для VII класса:
уменьшено количество часов на изучение тем:
«Текст» – на 1 час («Порядок слов в предложении» изучается
в VIII классе),
«Деепричастие» – на 1 час («Не с деепричастиями» изучается в рамках темы «Деепричастие как часть речи»),
«Союз» – на 1 час («Употребление союзов в речи» изучается на протяжении всех уроков темы «Союз»);
увеличено на 3 часа количество часов на изучение темы «Глагол».
Учебный предмет «Русская литература»
В содержание учебной программы по учебному предмету «Русская литература» для X класса (базовый и повышенный уровни) внесены следующие изменения:
изучение литературы начнется с творчества Н.В. Гоголя и его поэмы «Мертвые души». Предваряет тему углубленное повторение социально-исторических и эстетических предпосылок возникновения реализма в русской и зарубежной литературах;
сокращен и скорректирован материал обзорной темы «Литература второй половины XIX века»;
исключены из учебной программы X класса такие авторы, как
И.А. Бунин и Максим Горький (их творчество в 2021/2022 учебном году будет изучаться в начале XI класса);
в учебную программу введен раздел «Из зарубежной литературы». Для чтения и изучения предложено произведение О. де Бальзака «Гобсек». В раздел «Для дополнительного чтения» добавлены новеллы О. Генри, Ги де Мопассана, П. Мериме, произведения Стендаля и О. де Бальзака.
2. Учебные издания
К 2020/2021 учебному году изданы новые учебные пособия «Русский язык» для VI, VII и X классов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, «Русская литература» для X класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Учебные пособия подготовлены в соответствии с компетентностным подходом и направлены на реализацию основных целей языкового и литературного образования в учреждениях общего среднего образования.
2.1. Русский язык: учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / Л.А. Мурина и [др.]. – Минск: Национальный ин-т образования, 2020
Особенности нового учебного пособия:
в учебном пособии предусмотрено наличие рубрик, определяющих для учащихся способы учебных действий и виды деятельности («Вспоминаем и повторяем», «Анализируем», «Проверяем себя» и др.), зарифмованных правил («подсказок»), заданий на развитие и культуру речи;
на форзацах содержится материал графического объяснения изученных в VI классе орфограмм (образцы обозначения орфограмм), морфологических разборов;
упражнения учебного пособия содержат достаточное количество познавательных текстов, иллюстраций и заданий к текстам и иллюстрациям, позволяющих учителю в полной мере реализовать текстоцентрический и компетентностный подходы при формировании у учащихся умений и навыков практического использования знаний по изученным темам.
2.2. Русский язык: учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / Т.Н. Волынец и [др.]. – Минск: Национальный ин-т образования, 2020
Особенности нового учебного пособия:
в учебном пособии предусмотрено наличие рубрик, определяющих для учащихся способы учебных действий и виды деятельности («Вспоминаем и повторяем», «Анализируем», «Проверяем себя» и др.), орфографического словарика;
на форзацах содержится материал для повторения орфограмм, изученных в VI классе, системы форм глагола (по темам VII класса).
2.3. Русский язык: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения, с электронным приложением для повышенного уровня / В.Л. Леонович и [др.]. – Минск: Национальный ин-т образования, 2020
Особенности нового учебного пособия:
в новом учебном пособии предусмотрено наличие рубрик, определяющих для учащихся способы учебных действий и виды деятельности («Вспоминаем и повторяем», «Анализируем», «Проверяем себя» и др.), а также направленных на развитие познавательных интересов учащихся («Ученые пишут» и др.);
задания повышенной сложности для изучения на повышенном уровне отмечены стрелкой (Ç) (наличие материалов к теме в электронном приложении также отмечено специальным символом);
условные обозначения, помогающие ориентироваться в учебном пособии, соответствуют линейке новых учебных пособий;
информация в учебном пособии представлена не только в текстовой форме, но и в форме схем, таблиц, работа с которыми предполагает не только использование готовых материалов, но и самостоятельную их разработку;
материал упражнений направлен на реализацию межпредметных связей, формирование интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся.
Для изучения предмета на повышенном уровне предназначены упражнения учебного пособия, отмеченные специальным символом(Ç), и материалы электронного приложения, размещенного на национальном образовательном портале.
В новых учебных пособиях для VI, VII и X классов представлены ссылки на компоненты учебно-методического комплекса по учебному предмету (в частности, на дополнительный материал, размещенный
на электронном образовательном ресурсе (далее – ЭОР) «Русский язык.
6 класс», «Русский язык. 7 класс», «Русский язык. 10 класс» национального образовательного портала (http://e-vedy.adu.by/); на задания (QR-коды) для проверки знаний с помощью смартфона или планшета).
Ссылки на ЭОР и QR-коды в новых учебных пособиях позволят дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс, организовать работу с учащимися с разным уровнем образовательной подготовки и мотивации к изучению учебного предмета.
2.4. Русская литература : учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения, с электронным приложением для повышенного уровня / С.Н. Захарова и [др.]. ; под ред. С.Н. Захаровой. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.
Особенности нового учебного пособия:
в целях обеспечения преемственности с изучением русской литературы на II ступени общего среднего образования пособие «Русская литература.10 класс» содержит такой же навигационный аппарат, как и издания для 5-9 классов, систему разноуровневых заданий, среди которых есть задания по выбору учителя и учащихся (они не являются обязательными для выполнения всеми десятиклассниками, поскольку часто носят творческий характер, стимулируют проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, являются компетентностно ориентированными, следовательно, требуют для выполнения значительных временных затрат);
сохранен общий подход к раскрытию изучаемого материала (биография писателя – характеристика изучаемого произведения – теоретико-литературный материал – справочные материалы историко-культурологического характера, которые по мере необходимости включаются в учебный текст);
система заданий представлена таким образом, что в данном издании содержатся вопросы и задания как по материалу самого пособия, так и по текстам изучаемых произведений. Поэтому для организации работы на уроке необходимым является наличие не только учебного пособия, но и текстов произведений;
пособие представляет собой совокупность литературно-критических материалов, поэтому в нем отсутствуют тексты изучаемых произведений;
в пособии содержатся необходимые для освоения программы теоретические материалы:
– биографические сведения о жизни и творчестве писателей;
– характеристика литературного процесса ХIХ века, реализма как основного художественного направления изучаемого периода;
– сведения по теории литературы (роман, эпопея, роман-эпопея, социально-психологическая драма, поэма, портрет, эпилог, художественная деталь, подтекст и др.);
– комментарии по содержанию изучаемых произведений (жанр, история создания, система образов, характеристика отдельных персонажей);
широко используется наглядность, а также нелинейные и нетекстовые формы представления информации (схемы, таблицы, инфографика). Учащимся предлагается не только работать с графическим материалом, но и разрабатывать и/или заполнять схемы, таблицы и т.п. самостоятельно;
пособие содержит некоторую информацию об интерпретациях художественных произведений в театре и кино. Данные материалы помогут заинтересовать учащихся, мотивировать к просмотру постановок и экранизаций русской классики;
имеются ссылки на компоненты учебно-методического комплекса по учебному предмету, размещенного на национальном образовательном портале http://e-vedy.adu.by/ (для использования ЭОР пользователю необходимо бесплатно зарегистрироваться на национальном образовательном портале в разделе «Электронные образовательные ресурсы»).