Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 20.04.2024, 17:09 |
Сайт библиотеки Средней школы №13 г. Мозыря | |
Приветствую Вас Гость |
|
Русский язык и литература
Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебных предметов «русский язык» и «русская литература»
В 2020/2021 учебном году будут использоваться следующие учебные программы:
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https:// adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык, Русская литература. Учебный предмет «Русский язык» Обращаем внимание, что в связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образования, направленное на реализацию компетентностного подхода, в 2020/2021 учебном году по новым учебным программам будут учиться учащиеся X класса. В содержание учебной программы на базовом уровне внесены следующие изменения: отводится по 1 часу на изучение тем «Текст и его признаки», «Культура речи», «Функциональные стили речи»; уменьшено на 1 час количество часов на изучение темы «Орфография»; уточнены виды деятельности учащихся; распределены по темам и конкретизированы основные требования к результатам учебной деятельности учащихся. В содержание учебной программы на повышенном уровне внесены следующие изменения: конкретизирована тема для повторения изученного в начале года («Повторение изученного в VIII-IX классах»); увеличено на 1 час количество часов на изучение темы «Текст и его признаки» (перенесена из темы «Функциональные стили речи» и конкретизирована тема «Функционально-смысловые типы речи: описание (виды, композиция), повествование (виды, композиция), рассуждение (композиция, виды доказательств). Взаимодействие различных типов речи в тексте»); увеличено на 3 часа количество часов на изучение темы «Слово как основная единица языка»: на 1 час увеличено количество часов на изучение каждой из тем «Смысловая сторона слова», «Состав слова. Образование слов», «Изменение слова (части речи)»; увеличено на 2 часа количество часов на изучение темы «Орфография»; уменьшено на 1 час количество часов на изучение темы «Функциональные стили речи» (за счет переноса 1 часа на тему «Текст и его признаки»); на контрольные работы отводится 9 часов: на диктанты – 2 часа, Кроме того, внесены изменения в учебную программу уменьшено количество часов на изучение тем: «Текст» – на 1 час («Порядок слов в предложении» изучается «Деепричастие» – на 1 час («Не с деепричастиями» изучается в рамках темы «Деепричастие как часть речи»), «Союз» – на 1 час («Употребление союзов в речи» изучается на протяжении всех уроков темы «Союз»); увеличено на 3 часа количество часов на изучение темы «Глагол». Учебный предмет «Русская литература» В содержание учебной программы по учебному предмету «Русская литература» для X класса (базовый и повышенный уровни) внесены следующие изменения: изучение литературы начнется с творчества Н.В. Гоголя и его поэмы «Мертвые души». Предваряет тему углубленное повторение социально-исторических и эстетических предпосылок возникновения реализма в русской и зарубежной литературах; сокращен и скорректирован материал обзорной темы «Литература второй половины XIX века»; исключены из учебной программы X класса такие авторы, как в учебную программу введен раздел «Из зарубежной литературы». Для чтения и изучения предложено произведение О. де Бальзака «Гобсек». В раздел «Для дополнительного чтения» добавлены новеллы О. Генри, Ги де Мопассана, П. Мериме, произведения Стендаля и О. де Бальзака. 2. Учебные издания К 2020/2021 учебному году изданы новые учебные пособия «Русский язык» для VI, VII и X классов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, «Русская литература» для X класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Учебные пособия подготовлены в соответствии с компетентностным подходом и направлены на реализацию основных целей языкового и литературного образования в учреждениях общего среднего образования. 2.1. Русский язык: учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / Л.А. Мурина и [др.]. – Минск: Национальный ин-т образования, 2020 Особенности нового учебного пособия: в учебном пособии предусмотрено наличие рубрик, определяющих для учащихся способы учебных действий и виды деятельности («Вспоминаем и повторяем», «Анализируем», «Проверяем себя» и др.), зарифмованных правил («подсказок»), заданий на развитие и культуру речи; на форзацах содержится материал графического объяснения изученных в VI классе орфограмм (образцы обозначения орфограмм), морфологических разборов; упражнения учебного пособия содержат достаточное количество познавательных текстов, иллюстраций и заданий к текстам и иллюстрациям, позволяющих учителю в полной мере реализовать текстоцентрический и компетентностный подходы при формировании у учащихся умений и навыков практического использования знаний по изученным темам. 2.2. Русский язык: учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / Т.Н. Волынец и [др.]. – Минск: Национальный ин-т образования, 2020 Особенности нового учебного пособия: в учебном пособии предусмотрено наличие рубрик, определяющих для учащихся способы учебных действий и виды деятельности («Вспоминаем и повторяем», «Анализируем», «Проверяем себя» и др.), орфографического словарика; на форзацах содержится материал для повторения орфограмм, изученных в VI классе, системы форм глагола (по темам VII класса). 2.3. Русский язык: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения, с электронным приложением для повышенного уровня / В.Л. Леонович и [др.]. – Минск: Национальный ин-т образования, 2020 Особенности нового учебного пособия: в новом учебном пособии предусмотрено наличие рубрик, определяющих для учащихся способы учебных действий и виды деятельности («Вспоминаем и повторяем», «Анализируем», «Проверяем себя» и др.), а также направленных на развитие познавательных интересов учащихся («Ученые пишут» и др.); задания повышенной сложности для изучения на повышенном уровне отмечены стрелкой (Ç) (наличие материалов к теме в электронном приложении также отмечено специальным символом); условные обозначения, помогающие ориентироваться в учебном пособии, соответствуют линейке новых учебных пособий; информация в учебном пособии представлена не только в текстовой форме, но и в форме схем, таблиц, работа с которыми предполагает не только использование готовых материалов, но и самостоятельную их разработку; материал упражнений направлен на реализацию межпредметных связей, формирование интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся. Для изучения предмета на повышенном уровне предназначены упражнения учебного пособия, отмеченные специальным символом(Ç), и материалы электронного приложения, размещенного на национальном образовательном портале. В новых учебных пособиях для VI, VII и X классов представлены ссылки на компоненты учебно-методического комплекса по учебному предмету (в частности, на дополнительный материал, размещенный Ссылки на ЭОР и QR-коды в новых учебных пособиях позволят дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс, организовать работу с учащимися с разным уровнем образовательной подготовки и мотивации к изучению учебного предмета. 2.4. Русская литература : учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения, с электронным приложением для повышенного уровня / С.Н. Захарова и [др.]. ; под ред. С.Н. Захаровой. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019. Особенности нового учебного пособия: в целях обеспечения преемственности с изучением русской литературы на II ступени общего среднего образования пособие «Русская литература.10 класс» содержит такой же навигационный аппарат, как и издания для 5-9 классов, систему разноуровневых заданий, среди которых есть задания по выбору учителя и учащихся (они не являются обязательными для выполнения всеми десятиклассниками, поскольку часто носят творческий характер, стимулируют проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, являются компетентностно ориентированными, следовательно, требуют для выполнения значительных временных затрат); сохранен общий подход к раскрытию изучаемого материала (биография писателя – характеристика изучаемого произведения – теоретико-литературный материал – справочные материалы историко-культурологического характера, которые по мере необходимости включаются в учебный текст); система заданий представлена таким образом, что в данном издании содержатся вопросы и задания как по материалу самого пособия, так и по текстам изучаемых произведений. Поэтому для организации работы на уроке необходимым является наличие не только учебного пособия, но и текстов произведений; пособие представляет собой совокупность литературно-критических материалов, поэтому в нем отсутствуют тексты изучаемых произведений; в пособии содержатся необходимые для освоения программы теоретические материалы: – биографические сведения о жизни и творчестве писателей; – характеристика литературного процесса ХIХ века, реализма как основного художественного направления изучаемого периода; – сведения по теории литературы (роман, эпопея, роман-эпопея, социально-психологическая драма, поэма, портрет, эпилог, художественная деталь, подтекст и др.); – комментарии по содержанию изучаемых произведений (жанр, история создания, система образов, характеристика отдельных персонажей); широко используется наглядность, а также нелинейные и нетекстовые формы представления информации (схемы, таблицы, инфографика). Учащимся предлагается не только работать с графическим материалом, но и разрабатывать и/или заполнять схемы, таблицы и т.п. самостоятельно; пособие содержит некоторую информацию об интерпретациях художественных произведений в театре и кино. Данные материалы помогут заинтересовать учащихся, мотивировать к просмотру постановок и экранизаций русской классики; имеются ссылки на компоненты учебно-методического комплекса по учебному предмету, размещенного на национальном образовательном портале http://e-vedy.adu.by/ (для использования ЭОР пользователю необходимо бесплатно зарегистрироваться на национальном образовательном портале в разделе «Электронные образовательные ресурсы»).
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |